Виноградная лоза – совместный плод солнца и земли, даруемый человеку

Виноградная лоза в Библии

Что говорится о виноградной лозе в Библии? Какую роль она играла в жизни Израиля? Символическое значение винограда в пророчествах.

1.Благословение и проклятье

Виноградная лаза являлась одним из основных источников дохода Израильтян. И не удивительно, что Бог, обещая евреям землю обетованную, говорил о ней, как о земле благословленной, приносящей многочисленные урожаи разных плодоносных деревьев, в том числе и виноградной лозы.

7. Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую , в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор,
8. в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед,
9. в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь.
(Книга Второзаконие 8:7-9)

Хорошие плодоносные земли служили признаком достатка и одобрения Бога (сравни с Числа 20:5). С другой стороны, неурожай был символом проклятья и неодобрения Бога. Евреи хорошо понимали, что их благосостояние зависит от отношений с Яхве.

Например, они видели осуждение египтян, когда Бог истребил их виноградники:

43. когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
46. земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче;
47. виноград их побил градом и сикоморы их — льдом…
(Псалтирь 77:43,46,47)
см. также Пс. 104:33

О том, как Бог наказывал непослушный Израиль мы читаем в книгах пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Осии, Иоиля, Михея, Аввакума, Аггея, Захарии и Малахии

12. И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их.
(Осия 2:12)

17. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься.
(Иеремия 5:17)

Бог наказывал Израиль как отец сына, поэтому после наказания и справления было обещано и благословение, одним из элементов которого были обильные урожаи.

11. Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих , говорит Господь Саваоф.
12. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.
(Малахия 3:11,12)

Дргие стихи по теме: Псалом 77:47; Псалом 104:33; Исаия 7:23; Исаия 16:8-9; Исаия 24:7; Исаия 32:12; Исаия 34:4; Иеремия 5:17; Иеремия 8:13; Иеремия 48:32; Осия 2:12; Иоиль 1:7,12; Иоиль 2:22; Аввакум 3:17; Аггей 2:19; Захария 8:12; Малахия 3:11;

2. Символ Мира

Иметь свой собственный участок земли и свой сад — признак достатка и благополучия. В результате войн или грабежей жители часто лишались своих владений или становились рабами. Поэтому выражение «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою» употребляется в качестве символа мира.

3. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
4. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.
(Михей 4:3,4)

Другие стихи по теме: 3Царств 4:25; 4Царств 18:31; Исаия 36:16; Захария 3:10;

3. Образ Израиля

Господь неоднократно называет виноградной лозой сам народ Израиль. Этим он указывал на себя как Господина и Творца, того, кто образовал этот народ и имел полное право владеть им.

9. Из Египта перенес Ты виноградную лозу , выгнал народы и посадил ее;
10. очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11. Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12. она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
(Псалтирь 79:9-12)

И как хороший «хозяин», Яхве ожидал увидеть добрые плоды своего насаждения.

1. Израиль — ветвистый виноград , умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры.
12. Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.
13. Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих.
(Осия 10:1,12,13)

Через пророков Господь говорил, что нечестивый Израиль будет отвержен так же, как и выкорчевывают не плодоносное дерево.

10. Твоя мать была, как виноградная лоза , посаженная у воды; плодовита и ветвиста была она от обилия воды.
11. И были у нее ветви крепкие для скипетров властителей, и высоко поднялся ствол ее между густыми ветвями; и выдавалась она высотою своею со множеством ветвей своих.
12. Но во гневе вырвана, брошена на землю, и восточный ветер иссушил плод ее; отторжены и иссохли крепкие ветви ее, огонь пожрал их.
13. А теперь она пересажена в пустыню, в землю сухую и жаждущую.
(Иезекииль 19:10-13)

Дргие стихи по теме: Псалом 79:9; Иеремия 2:21; Иеремия 6:9; Иезекииль 15:2,6; Иезекииль 17:6-8; Иезекииль 19:10; Осия 10:1; Осия 14:7;

4. Образ дел праведников и грешиков

Плоды виноградной лозы — хороший символ добрых дел.

1. Песнь восхождения. Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2. Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3. Жена твоя, как плодовитая лоза , в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей…
(Псалтирь 127:1-3)

Читать еще:  Как хранить капусту кольраби на зиму и когда её нужно убирать? Хранение кольраби в свежем виде в погребе и домашних условиях

Наказание человечества за грехи символически представлено в виде сбора урожая.

18. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле , потому что созрели на нем ягоды. 19. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. (Откровение Иоанна Богослова 14:18,19)

32. Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;
33. вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
(Книга Второзаконие 32:32,33)

12. Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
(Послание Иакова 3:12)

5. Иисус Христос

1. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
(Св. Евангелие от Иоанна 15:1-6)

Будет пить «новое вино» в Царстве

  • Матфея 26:29; Марка 14:25; Луки 22:18;

6. Уничтожение и предание заклятью

31. Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему.
32. Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть.
33. Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой.
34. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства.
(Иов 15:31-34)

3. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. 4. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы , и как увядший лист — со смоковницы. (Исаия 34:3,4)

Виноградная лоза – совместный плод солнца и земли, даруемый человеку

Среди растений ,которые уже много веков служат на пользу человеку, совершенно особое место занимает виноград. Еще полудикие люди познали его прекрасный вкус, а самые первые очаги культуры человечества связаны и с культурой виноделия, бережно передававшейся от одного поколения виноградарей другому и постоянно совершенствующейся.

Легендарные цивилизации Египта, Греции, Рима остались в истории не менее легендарными районами процветания виноградарства и виноделия.

Хотя окаменевшие останки винограда пока не обнаружены ,но есть убедительные свидетельства того, что человечество использует лозу себе на пользу не менее 9 тысяч лет. Человек еще не познал металлы, но уже делал вино. Древние люди воспринимали виноградную ягоду как особый дар солнца и земли, наделенный чудодейственной силой и поклонялись ей.

О богатстве и великой силе винограда свидетельствует и такой факт-это единственное высшее растение, плоды которого окрашены во все цвета радуги. Сама природа как бы обращает наше внимание на чудесные ягоды.

Об удивительных свойствах и секретах винограда говорит еще и то, что структура его генома лишь на 100 000 пар соединений меньше, чем структура генома человека.

В ягодах и виноградной лозе обнаружено и изучено около 650 компонентов, полезных для человека. По их редкому сочетанию и по силе воздействия накапливаемых в гроздях биологических веществ на процессы в человеческом организме, виноград занимает среди всех плодов первое место.

Секреты натуральной терапии, лечения виноградом или ампелотерапии были хорошо известны Гиппократу, Асклепиаду, Плинию, врачам арабского мира и лекарям средневековья. Российские земские врачи практиковали лечение виноградом при опухолях и ранах. Общие наблюдения и опыты ученых установили, что виноград не только тонизирует наш организм, но и снабжает его многим необходимым, а получив заряд биологически активных препаратов, наши органы и сами интенсивно вырабатывают нужные вещества. Химическая формула виноградного сока представляет собой сложную химическую композицию, что сравнима со сложной лекарственной терапией.

(по материалам книги Ю.А.Родина «Виноград и виноградарство»)

Если вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte, «Мой мир» или другую соцсеть (находятся ниже) – чтобы о ней узнали другие люди.

Я буду вам очень благодарна! Спасибо!

ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА (GRAPES, VINE, VINEYARD)

Виноград, одна из основных сельскохозяйственных культур в библейские времена, выращивался в виноградниках для производства вина, и земля с многочисленными виноградниками символизировала изобилие и процветание. В большинстве библейских упоминаний о винограде имеется в виду преуспевающее сельское хозяйство, и самым ярким образом в этом плане служит огромная гроздь, которую двенадцать разведчиков принесли из обетованной земли в качестве доказательства ее плодородия ( Чис. 13:24 ). Когда родственники Гаала решили устроить праздник, они «вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники» ( Суд. 9:27 ). Суть образа подчеркивается, например, обетом назорея, который «ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод» ( Чис. 6:3 ). Сам вид винограда приятен для глаз: в приглашении невесты, высказанном своему возлюбленному в Песни песней, прозвучали слова: «Поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза» ( Песн. 7:13 ). По словам Амоса, в грядущем золотом веке будет такое изобилие, что «топчущий виноград» застанет сеятеля (следующего посева винограда) ( Ам. 9:13 ).

В Библии богатый или бедный урожай часто связывается с послушанием или непослушанием, с наградой в виде Божьего благословения или с Его наказанием. В этой схеме присутствует и виноград. Несозревание винограда означает бедствие для земли. Соответственно пророчества о суде в Ветхом Завете нередко включают в себя предсказания, что непослушный народ будет лишен удовольствий и продуктов питания, связанных с виноградом ( Втор. 28:39 ; Ис. 18:5 ; Мих. 6:15 ), а преждевременная смерть нечестивца сравнивается с виноградной лозой, сбросившей недозрелую ягоду ( Иов. 15:33 ). В другом варианте этого образа Бог изображает своенравную Иудею в виде посаженного Им виноградника, который должен был приносить добрые ягоды, но принес дикие ( Ис. 5:2, 4 ; ср. Мф. 7:16 ; Лк. 6:44 ). В нескольких пророческих местах для изображения греха и его плачевных последствий используется образ «кислого винограда», набивающего на зубах оскомину ( Иер. 31:29–30 ; Иез. 18:2 ), и это отрицательный образ, хотя он используется в Библии нечасто.

Читать еще:  Картофель "Романо" - описание сорта, фото, подробная характеристика семенной картошки

Еще один образ – отжимание винограда в точиле во время сбора урожая. Он встречается в Апокалиптических видениях грядущего века как образ Божьего благословения (ср. Ам. 9:13 , с картиной такого обильного урожая винограда, что люди будут еще собирать его, когда наступит время сеяния следующего, и что даже горы будут источать виноградный сок), но также и как образ Божьего суда ( Ис. 63:3 ; Плч. 1:15 ; Иоил. 3:13 ). Наивысшего выражения эта тема достигает в Откр. 14:18–19 , где ангел с острым серпом обрезает грозди винограда на земле и бросает их в точило Божьего гнева.

Кроме образа виноградной грозди и собственно ягод, в Библии широко используются образы виноградной лозы и виноградника. Израиль – страна виноградников. Даже сегодня, путешествуя по центральным холмам Израиля в соответствующее время года, можно видеть множество плодоносных лоз. Плод лозы – это, разумеется, виноград, сок которого после ферментации превращается в вино.

Неудивительно, что виноградная лоза и виноградник, столь важные для сельскохозяйственного процветания региона, символизируют саму землю. Не случайно большая часть исследований библейского образа виноградника начинается с Ис. 5:1–7 :

Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его.

У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы.

И Он обнес его оградою, и очистил его от камней,

и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его,

и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды ( Ис. 5:1–2 ).

В притче о винограднике, как часто называют этот текст, Израиль описывается как Божий виноградник. Он принадлежит Богу не только потому, что Бог любит его, но потому что Он приложил усилия для подготовки земли и насадил его. Он также позаботился о его защите. Так, в притче описано избрание Богом народа Израиля ( Втор. 7:7–11 ) и Его провиденческая забота о нем. В случае с виноградником винодел ждет, что его труды приведут к получению обильного урожая.

Пс. 79 – еще один известный пример развития темы виноградника в Библии. В псалме описан исход с использованием образа виноградника:

Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее.

Очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. ( Пс. 79:9–10 ).

Израиль, виноградная лоза, был перенесен из Египта в землю обетованную, где быстро распространился по большой территории ( Пс. 79:11–12 ).

Быстрый рост и обильный урожай лозы – символ Божьего благословения, дарованного Его народу. Мы видим эту тему в благословении Иакова, обращенном к потомкам двух его сыновей, Иуды и Иосифа:

[Иуда] привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда

сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою,и в крови гроздов одеяние свое.

Блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока.

Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником;

ветви его простираются над стеною. ( Быт. 49:11–12, 22 ).

Испорченная лоза. В притче Исаии о лозе после слов о том, что виноградарь ждет хорошего урожая, делается печальное заявление: «А он принес дикие ягоды» ( Ис. 5:2 ).

Несмотря на усилия Бога, Израиль испортился. Другие пророки поддерживают Исаию, говоря о невероятной греховности Израиля:

Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя;

как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? ( Иер. 2:21 ).

Осия описывает, как Израиль опустился до поклонения идолам, из-за чего лоза стала приносить плохие плоды ( Ос. 10:1 ).

В том, что лоза приносит плохие плоды, виноват не виноградарь, который старательно посадил растение и заботился о нем ( Иез. 17:5–6 ). Лоза виновата сама. Она принесла плохой виноград, несмотря на все свои преимущества. В результате плохая лоза должна быть уничтожена.

Суд: уничтожение виноградника. В притче Исаии Израиль отождествляется с виноградником, посаженным Богом. Плоды, которые приносит этот виноградник, нехороши, поэтому Бог предпринимает следующие шаги:

Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим:

отниму у него ограду, и будет он опустошаем;

разрушу стены его, и будет попираем,

и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,

– и заростет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды –

любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия,

но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль ( Ис. 5:5–7 ).

Иначе говоря, Бог придет с судом и уничтожит виноградник. Уничтожение виноградника – частый мотив у пророков (напр., Ис. 16:8 ; Иер. 5:17, 12:10 ; Ос. 2:12 ; Ам. 4:9 ).

Предсказание уничтожения виноградника – лишь один из способов использования образа виноградника в контексте суда. В пророчестве против Иерусалима Бог объявляет:

До конца доберут остаток Израиля, как виноград; работай рукою твоею,

как обиратель винограда, наполняя корзины ( Иер. 6:9 ).

Образ обрываемой лозы явно говорит о полном разрушении города.

Михей также использует образ виноградника, описывая разрушение Самарии – когда Самария будет снесена, на освободившемся месте посадят виноград: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда» ( Мих. 1:6 ).

В одном из пророчеств о суде Софония говорит, что виноградники будут посажены и будут плодоносить, но, несмотря на все старания, народ Божий не сможет насладиться плодами трудов своих, по причине своего греха. Пророк объявляет об Иудее:

И обратятся богатства их в добычу и домы их – в запустение: они построят домы,

а жить в них не будут, насадят виноградники,а вина из них не будут пить ( Соф. 1:13 ).

В одном из наиболее интересных случаев использования образа виноградника в Библии, во Второзаконии, не только подчеркивается идея суда, но прослеживается органическая связь между грехами Божьего народа и грехами печально известного города Содома:

Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских;

ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие. ( Втор. 32:32 ).

Плач по поводу грядущего суда описан как плач в винограднике. Согласно Ис. 16:10 , «исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют» (см. также Ам. 5:17 ). Ирония заключается в том, что место, которое обычно было местом ликования, превращается в место плача.

Читать еще:  Как завялить свеклу в духовке правильно?

Эти отрывки – пример использования образа виноградника в контексте суда. Речи пророков о суде часто основаны на проклятиях завета, и Втор. 28 показывает, что это верно и в данном случае. После изложения сути отношений Бога с Израилем и заявления об ответственности последнего перед законом, Второзаконие завершается рядом благословений и проклятий, которые будут следствием исполнения или неисполнения закона. В двух местах упоминается виноградник. Согласно Втор. 28:30 , нарушившие закон Божий «виноградник насадят, и не будут пользоваться им». Та же мысль повторяется во Втор. 28:39 .

Образ уничтоженного виноградника, разумеется, связан с тем фактом, что при военных вторжениях часто уничтожалась сельскохозяйственная продукция. Иначе говоря, Божий суд часто включал в себя буквальное уничтожение виноградников ( Пс. 77:47 ).

Благословение и возрождение: плодородие лозы. Если Божий гнев и суд представлены в образе уничтоженного виноградника, то Божье благословение и возрождение, что вполне понятно, описываются в образе виноградника плодоносящего. Пророки предвидели не только Божий суд, но и возрождение, возвращение к здоровым и плодоносящим виноградникам. В так называемой «книге утешения» ( Иер. 31–33 ) пророк говорит Божьему народу:

Снова разведешь виноградники на горах Самарии; виноградари,

которые будут разводить их, сами будут и пользоваться ими ( Иер. 31:5 ; см. Иер. 32:15 ).

После резкого осуждения поведения Израиля Амос завершает пророчество обещанием:

И возвращу из плена народ Мой, Израиля,

и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники

и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них ( Ам. 9:14 ).

Особенно запоминается библейская фраза о виноградной лозе, в которой описывается процветание тех, кого благословляет Бог: они живут, «каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» ( 3Цар. 4:25 ; 4Цар. 18:31 ; Ис. 36:16 ). Это картина безопасности и мира. Не нужно далеко ходить, чтобы питаться замечательными плодами.

Виноградник в Песни песней. Плодородные лозы приносят прекрасный виноград, приятный на вкус и опьяняющий в перебродившем виде. Если принять во внимание общее использование сельскохозяйственных образов для описания человеческой сексуальности, неудивительно, что образ лозы часто появляется в наиболее чувственной из всех библейских поэм, Песни песней. Неожиданным может показаться лишь многообразие способов, которыми поэт использует данный образ.

В первую очередь, виноградная лоза и ее плоды сравниваются с женским телом. В Песн.1:13 мужчина уподобляет свою любимую цветам лавсонии с виноградников из оазиса в Енгеди. В поэме, описывающей физическую красоту женского тела, мужчина предвосхищает, как высшее благословение, Прикосновение к ее груди: «Груди твои были бы вместо кистей винограда» ( Песн. 7:9 ).

Образ виноградника как метафора женского тела, вероятно, лежит также в основе двух отрывков, которые сначала казались загадочными. В Песн. 1:5 женщина просит дочерей Иерусалима не смотреть на нее, потому что она «собственного виноградника. не стерегла». Потом, в конце книги, заходит речь о «винограднике Соломона», и женщина заявляет: «А мой виноградник у меня при себе» ( Песн. 8:11–12 ). Большинство комментаторов сегодня считает, что женщина говорит этим: только она сама может отдать свое тело кому-либо.

В других местах Песни виноградник символизирует уже не женское тело, но место, в котором мужчина и женщина разделяют свою любовь. Виноградник, наряду с садом, полем и ореховой рощей, – сцена, на которой развивается их страсть ( Песн. 6:11, 7:13 ). Ароматный и цветущий виноградник – это также признак приближения весны, самого подходящего места для эротической любви ( Песн. 2:13, 15 ).

Другие варианты использования в Ветхом Завете. Виноградник предстает как место действия в рассказе об опьянении Ноя. После потопа Ной «начал возделывать землю, и насадил виноградник» ( Быт. 9:20 ). Злоупотребление плодами своего труда привело Ноя к тому, что он напился пьяным и предоставил Хаму, своему младшему сыну, возможность согрешить перед собой. Это привело к проклятию Ноя в адрес Ханаана, сына Хама, в результате чего хананеи, потомки Хама, оказались в подчинении у израильтян, потомков Сима.

В Книге Притчей состояние виноградника – признак лени или трудолюбия. Первый пример мы видим в Притч. 24:30–34 , где описан неухоженный виноградник ленивца, в то время как благородная женщина в Притч. 31 «насаждает виноградник» усердным трудом ( Притч. 31:16 ).

В Суд. 9 Авимелех успешно убивает всех своих братьев, кроме Иофама, которому удается бежать. Авимелех провозглашает себя царем. Иофам появляется, чтобы рассказать притчу, как все плодоносящие растения, в том числе виноградная лоза (положительная черта которой – производство вина, Суд. 9:13 ), отказались от предложения стать царем растительного мира. Только бесполезный терновник согласился править. Став правителем, терновник возомнил себя полезным и превосходящим даже могучий кедр.

Образ виноградника в Новом Завете. В Новом Завете тема виноградника, начатая в Ветхом Завете, продолжается, но приобретает новый смысл. Виноградник Божий – это уже не этнический Израиль, а Царство Божье. Это можно видеть из притчей Иисуса о винограднике ( Мф. 20:1–11, 21:33–43 ). Притча о виноградарях ( Мф. 21:33–43 ) больше всего похожа на Ис. 5 . Владелец виноградника, явно символизирующий Бога, насаждает и защищает виноградник, а потом передает его виноградарям, которые в итоге начинают причинять зло его слугам. Притча завершается угрозой против тех, кто злоупотребляет властью над виноградником.

Из Откр. 14:18–20 видно, что даже в конце канона образ виноградника может использоваться для описания Божьего суда над теми, кто сопротивляется Богу. В отрывке описан Ангел, который собирает «грозды винограда на земле» и бросает их в «великое точило гнева Божия», после чего «потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий».

Возможно, самое впечатляющее из всех использований данного образа в Новом Завете связано с Иисусом. Иисус провозглашает ученикам: «Я есмь Лоза, а вы ветви» ( Ин. 15:5 ). Отождествляя Себя с лозой, Он утверждает, что участие в Царстве возможно только для тех, кто «пребывает в Нем». Те ученики, которые в Нем, принесут много плодов.

В свете этого отрывка вполне уместным представляется обряд Вечери Господней, который Иисус учреждает накануне смерти и который предполагает вкушение «от плода виноградного» ( Мф. 26:29 ; см. также Мк. 14:25 ; Лк. 22:18 ).

См. также: ВИНО, ЖАТВА, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, КРОВЬ, ОПЬЯНЕНИЕ, ПОДРЕЗКА, ТОЧИЛО, ЧАША.

Источники:

http://bible-mystery.org/simfoniya/v/149-vinogradnaya-loza-v-biblii
http://lazun.ru/?p=28
http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/75

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector